В легендарное время, когда еще даже Рим не был построен, гадатели древней Этрурии обращались к помощи птиц, чтобы открыть тайны грядущего, а царь Эдип искал совета у дельфийского Оракула, посредством Пифии. Всякое замешательство, сомнение или неясность в разрешении приближающихся событий снова и снова побуждали правителей и рядовых граждан обращаться к помощи жрецов, прорицающих будущее.
Сложные гадательные системы древнего мира почти всегда прибегали к помощи посредника-толкователя, связано это, прежде всего, с довольно неоднозначными результатами гадания и найти самостоятельный ответ найти было не всегда просто.
Более поздние способы прорицания устроены несколько иначе и основываются на письменных источниках, представляющих гадающему ограниченный набор толкований, требующих интеллектуальной работы самого гадающего. Таким образом, человек, прибегающий к помощи карт-таро или книге И-цзин, уже не просто пассивный участник и жертва судьбы, но соучастник и активный работник, изменяющий ее.
С течением времени гадание все больше требовало от гадающего активного участия в истолковании не только выпавшего жребия, но и определенной работы со своим бессознательным. Ведь уже недостаточно просто слепо следовать жребию, но совершенно необходимо самостоятельно решить в каком именно направлении сделать следующий шаг. Наблюдения за небесными светилами тоже, вопреки представлениям, не лишает человека свободы выбора, но лишь сообщает о недоступных его пониманию вещах, знания о которых в продолжение долгого времени собирались наблюдателями.
Подразумевается, что человек, осведомленный о своих сильных и слабых сторонах, может внести коррективы в свои поступки. Зная, например, что на дорогу, по которой собирается отправиться путник, упадет дерево, можно отправиться другим путем и этой неприятности избежать. Впрочем, знание сообщенное Эдипу Оракулом, от неприятностей его не уберегло.
Можно высчитывать числа собственного имени, внимательно изучать гороскоп или листать книгу и-цзин, но важно понимать при этом, что каким бы ни был результат, он не снимает ответственности за будущее с человека, обращающегося к мантике. В случае с Эдипом можно смело сказать, что он не столько пытался собственное будущее изменить, сколько посредством своего страха перед грядущим, следовал именно предсказанному.